ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Комитета
по труду, социальной политике и делам ветеранов по проекту федерального закона
№
1072874-6 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты
Российской Федерации»
Комитет Государственной
Думы по труду, социальной политике и
делам ветеранов рассмотрел указанный законопроект, внесенный Правительством
Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом
в ряд законодательных актов вносятся
изменения, направленные на расширение: функций индивидуального
(персонифицированного) учета путем закрепления новых целей использования
сведений о застрахованных лицах, которыми располагает Пенсионный фонд Российской
Федерации (далее – ПФР); круга лиц, которым будет открываться индивидуальный
лицевой счет с присвоением страхового номера; направлений использования страхового номера индивидуального
лицевого счета (далее – СНИЛС), а также изменения, касающиеся информационного
взаимодействия ПФР с государственными органами и организациями. Предусматривается
изменение порядка и сроков представления работодателями сведений
индивидуального (персонифицированного) учета в ПФР и необходимой отчетности.
1. Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), являющийся основополагающим законодательным актом, устанавливающим правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах в системе обязательного пенсионного страхования (далее – ОПС), не содержит положений, позволяющих в полном объеме использовать СНИЛС для идентификации граждан.
Вместе с тем, в настоящее время СНИЛС используется органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, в качестве дополнительного идентификатора физического лица. Представленный законопроект направлен на законодательное урегулирование указанной практики - СНИЛС предлагается нормативно закрепить в качестве идентификатора физического лица при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Одновременно с этим законопроектом расширяется круг лиц, которым в системе ОПС открывается индивидуальный лицевой счет с присвоением постоянного страхового номера для целей предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, за счет граждан Российской Федерации, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию, детей, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Присвоение СНИЛС указанным
гражданам и лицам будет осуществляться в уведомительном порядке на основании
сведений, поступающих в ПФР от органов государственной власти, предоставляющих
государственные и муниципальные услуги, в том числе сведений государственной
регистрации рождения, поступающих от органов осуществляющих государственную
регистрацию актов гражданского состояния.
Указанным зарегистрированным
гражданам, а также гражданам, впервые
застрахованным в системе ОПС, при
их обращении в ПФР будет выдаваться не страховое
свидетельство обязательного пенсионного страхования, а документ, подтверждающий
регистрацию в системе ОПС, в том числе, в электронном виде, форму которого
предлагается утверждать ПФР. При этом перечень сведений, которые будет
содержать такой документ, законопроектом не уточняется.
Одновременно из
Федерального закона № 27-ФЗ исключаются нормы, которые регулируют сроки и
порядок регистрации застрахованного лица в системе индивидуального
(персонифицированного) учета, сроки и порядок выдачи страхового свидетельства
обязательного пенсионного страхования, а также выдачи нового в связи с
изменением анкетных данных или в случае утраты. При этом ранее выданные страховые
свидетельства обязательного пенсионного страхования будут сохранять свое действие
без необходимости их обмена, и также будут использоваться при предоставлении
застрахованным лицам государственных и муниципальных услуг.
Законопроектом вносятся
изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления
обязанности работодателя регистрировать лицо, поступающее на работу впервые, в
системе индивидуального (персонифицированного) учета. При этом не учтено, что Федеральным
законом № 27-ФЗ установлено, что органом, осуществляющим регистрацию в
системе индивидуального (персонифицированного) учета в системе
ОПС и открывающим индивидуальный лицевой счет является ПФР.
Признавая
необходимость законодательного урегулирования уже сложившейся практики
использования и более широкого применения СНИЛС,
комитет отмечает, что предлагаемый законопроектом вариант решения требует
дополнительного обсуждения и обоснований в части дополнительного финансирования
системы индивидуального (персонифицированного) учета в связи с включением в нее
нового круга зарегистрированных лиц и расширением объема учитываемых сведений;
уточнения порядка уничтожения документов индивидуального (персонифицированного)
учета, которые не содержат сведений о страховых взносах и страховом стаже; необходимости
исключения положений, регулирующих вопросы выдачи и использования страхового
свидетельства, а также изменения порядка открытия индивидуального лицевого счета
и др.
Отдельно следует
отметить, что статья 16 Федерального
закона № 27-ФЗ дополняется новым пунктом,
устанавливающим обязанность ПФР
предоставлять застрахованным лицам сведения о заработной плате или доходе
застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы, и иные сведения об
уплаченных страховых взносах исключительно для последующей передачи этих
сведений в электронной форме кредитным организациям для целей получения
гражданами коммерческого кредита. При этом норм регулирующих порядок реализации
указанного положения законопроект не содержит, а соответствующие полномочия по разработке такого порядка предлагается
передать федеральному органу
исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий
(Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).
Вместе с тем, действующая
редакция статьи 16 Федерального закона № 27-ФЗ уже содержит норму,
которая обязывает органы ПФР предоставлять застрахованному лицу
по его обращению сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, в том
числе в форме электронного документа с использованием единого портала
государственных и муниципальных услуг, без конкретизации целей, для которых
данные сведения застрахованному лицу необходимы. Таким образом, полученные
сведения, содержащие персональные данные, застрахованное лицо вправе по своему
усмотрению передавать третьим лицам, в том числе кредитным организациям.
2. Федеральный закон
№ 27-ФЗ и Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее –
Федеральный закон №184-ФЗ) дополняются новыми положениями, регулирующими организацию
межведомственного информационного взаимодействия ПФР и территориальных
органов Федерального фонда социального
страхования Российской Федерации с органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, по передаче
данных, содержащихся в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Изменения, вносимые в
Федеральный закон № 184-ФЗ, устанавливают обязанность ПФР и Федерального фонда
социального страхования Российской Федерации предоставлять в органы государственной власти
субъектов Российской Федерации, в том числе сведения о факте работы, о заработной плате или доходе застрахованного лица, на
которые начислены страховые взносы, сведения о задолженности плательщика
по уплате страховых взносов на ОПС, обязательное социальное страхование и обязательное медицинское страхование, и
другие сведения.
Полномочия субъектов и
функции, для выполнения которых необходима информация, содержащаяся в индивидуальном
лицевом счете, законопроектом не
определены, не указано, каким именно органам государственной власти субъектов
Российской Федерации эта информация будет предоставляться, для каких целей и в каком объеме органы ПФР будут обязаны
предоставлять указанные сведения. Не определен также порядок обработки и хранения полученной
информации органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, организацию
межведомственного взаимодействия предлагается
осуществлять на основании соглашения об информационном обмене, типовую форму
которого будет утверждать Правительство Российской Федерации.
Следует отметить, что в
силу положений статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»
обработка персональных данных может осуществляется только с согласия субъекта
персональных данных на обработку его персональных данных. Представляется, что
передаваемые ПФР сведения могут быть отнесены к таким данным.
В этой связи новые
положения, регулирующие информационное взаимодействие, нуждаются в
дополнительной проработке, в том числе в
части обеспечения сохранности и конфиденциальности передаваемых персональных
данных.
Также следует иметь в
виду, что расширение межведомственного взаимодействия ПФР с государственными
органами и организациями может привести к необходимости дополнительного финансирования,
поскольку потребуются программные и технические средства, обеспечивающие
соответствующий информационный обмен.
3. Законопроектом предусматривается
переход с 1 января 2018 года от ежеквартального к ежемесячному
представлению работодателями в ПФР сведений о страховых взносах и страховом
стаже.
При этом эти изменения не учитывают положения вступающего в силу с 1 января 2017 года Федерального закона
от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального
закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с
передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов
на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)» (далее –
Федеральный закон № 250-ФЗ), в соответствии с которыми сведения о стаже
будут представляться в территориальные органы ПФР, а сведения о страховых
взносах – в налоговый орган. Кроме того, сроки и порядок представления сведений
в ПФР и налоговый орган определены разными законодательными актами.
Предлагаемые новая
редакция статьи 1 и изменения в ряд других статей Федерального
закона № 27-ФЗ сформулированы без учета
положений Федерального закона № 250-ФЗ в части признания утрачивающим
силу
с 1 января 2017 года Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ
«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования».
Комитет
Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта с
замечаниями.
Правовое управление
Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказало существенные замечания
правового характера.
Счетная палата Российской
Федерации отмечает, что законопроект может быть поддержан при условии его
доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
С учетом изложенного комитет
рекомендует принять законопроект в первом чтении при условии его доработки с учетом высказанных замечаний
ко второму чтению.
Председатель комитета Я.Е.Нилов