ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов по проекту федерального закона № 1072874-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике  и делам ветеранов рассмотрел указанный законопроект, внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.

Законопроектом в ряд законодательных актов вносятся  изменения, направленные на расширение: функций индивидуального (персонифицированного) учета путем закрепления новых целей использования сведений о застрахованных лицах, которыми располагает Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФР); круга лиц, которым будет открываться индивидуальный лицевой счет с присвоением страхового номера; направлений использования страхового номера индивидуального лицевого счета (далее – СНИЛС), а также изменения, касающиеся информационного взаимодействия ПФР с государственными органами и организациями. Предусматривается изменение порядка и сроков представления работодателями сведений индивидуального (персонифицированного) учета в ПФР и необходимой отчетности.

1. Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ), являющийся основополагающим законодательным актом, устанавливающим правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах в системе обязательного пенсионного страхования (далее – ОПС), не содержит положений, позволяющих в полном объеме использовать СНИЛС для идентификации граждан.

Вместе с тем, в настоящее время СНИЛС используется органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, в качестве дополнительного идентификатора физического лица. Представленный законопроект направлен на законодательное урегулирование указанной практики - СНИЛС предлагается  нормативно  закрепить в качестве идентификатора физического лица при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Одновременно с этим законопроектом расширяется круг лиц, которым в системе ОПС открывается индивидуальный лицевой счет с присвоением постоянного  страхового номера  для целей предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций, за счет граждан Российской Федерации, не подлежащих обязательному пенсионному страхованию, детей, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Присвоение СНИЛС указанным гражданам и лицам будет осуществляться в уведомительном порядке  на основании сведений, поступающих в ПФР от органов государственной власти, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в том числе сведений государственной регистрации рождения, поступающих от органов осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Указанным зарегистрированным гражданам, а также гражданам, впервые  застрахованным в системе ОПС,  при их обращении в ПФР будет выдаваться не страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, а документ, подтверждающий регистрацию в системе ОПС, в том числе, в электронном виде, форму которого предлагается утверждать ПФР. При этом перечень сведений, которые будет содержать такой документ, законопроектом не уточняется.

Одновременно из Федерального закона № 27-ФЗ исключаются нормы, которые регулируют сроки и порядок регистрации застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета, сроки и порядок выдачи страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также выдачи нового в связи с изменением анкетных данных или в случае утраты. При этом ранее выданные страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования будут сохранять свое действие без необходимости их обмена, и также будут использоваться при предоставлении застрахованным лицам государственных и муниципальных услуг.

Законопроектом вносятся изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления обязанности работодателя регистрировать лицо, поступающее на работу впервые, в системе индивидуального (персонифицированного) учета. При этом не учтено, что Федеральным законом № 27-ФЗ установлено, что органом, осуществляющим регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета  в системе  ОПС и открывающим индивидуальный лицевой счет является ПФР.

Признавая необходимость законодательного урегулирования уже сложившейся практики использования и более широкого применения СНИЛС, комитет отмечает, что предлагаемый законопроектом вариант решения требует дополнительного обсуждения и обоснований в части дополнительного финансирования системы индивидуального (персонифицированного) учета в связи с включением в нее нового круга зарегистрированных лиц и расширением объема учитываемых сведений; уточнения порядка уничтожения документов индивидуального (персонифицированного) учета, которые не содержат сведений о страховых взносах и страховом стаже; необходимости исключения положений, регулирующих вопросы выдачи и использования страхового свидетельства, а также изменения порядка открытия индивидуального лицевого счета и др.

Отдельно следует отметить, что  статья 16 Федерального закона     № 27-ФЗ дополняется новым пунктом, устанавливающим  обязанность ПФР предоставлять застрахованным лицам сведения о заработной плате или доходе застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы, и иные сведения об уплаченных страховых взносах исключительно для последующей передачи этих сведений в электронной форме кредитным организациям для целей получения гражданами коммерческого кредита. При этом норм регулирующих порядок реализации указанного положения законопроект не содержит, а  соответствующие  полномочия по разработке такого порядка предлагается передать  федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий (Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Вместе с тем, действующая редакция статьи 16 Федерального закона № 27-ФЗ уже содержит норму, которая  обязывает  органы ПФР предоставлять застрахованному лицу по его обращению сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, в том числе в форме электронного документа с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, без конкретизации целей, для которых данные сведения застрахованному лицу необходимы. Таким образом, полученные сведения, содержащие персональные данные, застрахованное лицо вправе по своему усмотрению передавать третьим лицам, в том числе кредитным организациям.

2. Федеральный закон № 27-ФЗ и Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №184-ФЗ) дополняются новыми положениями, регулирующими организацию межведомственного информационного взаимодействия ПФР и территориальных органов  Федерального фонда социального страхования Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, по передаче данных, содержащихся в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Изменения, вносимые в Федеральный закон № 184-ФЗ, устанавливают  обязанность ПФР и Федерального фонда социального страхования Российской Федерации  предоставлять в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе сведения о факте работы, о заработной плате или доходе застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы, сведения о задолженности плательщика по уплате страховых взносов на ОПС, обязательное социальное страхование  и обязательное медицинское страхование, и другие сведения.

Полномочия субъектов и функции, для выполнения которых необходима информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете, законопроектом  не определены, не указано, каким именно органам государственной власти субъектов Российской Федерации эта информация будет предоставляться, для каких  целей и в каком объеме органы ПФР будут обязаны предоставлять указанные сведения. Не определен также  порядок обработки и хранения полученной информации органами государственной власти  субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, организацию межведомственного взаимодействия  предлагается осуществлять на основании соглашения об информационном обмене, типовую форму которого будет утверждать Правительство Российской Федерации.

Следует отметить, что в силу положений статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г.  № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных может осуществляется только с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Представляется, что передаваемые ПФР сведения могут быть отнесены к таким данным.

В этой связи новые положения, регулирующие информационное взаимодействие, нуждаются в дополнительной проработке, в том числе  в части обеспечения сохранности и конфиденциальности передаваемых персональных данных.

Также следует иметь в виду, что расширение межведомственного взаимодействия ПФР с государственными органами и организациями может привести к необходимости дополнительного финансирования, поскольку потребуются программные и технические средства, обеспечивающие соответствующий информационный обмен.

3. Законопроектом предусматривается переход с 1 января 2018 года от ежеквартального к ежемесячному представлению работодателями в ПФР сведений о страховых взносах и страховом стаже.

При этом эти  изменения не учитывают положения  вступающего  в силу с 1 января 2017 года Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование)» (далее – Федеральный закон № 250-ФЗ), в соответствии с которыми сведения о стаже будут представляться в территориальные органы ПФР, а сведения о страховых взносах – в налоговый орган. Кроме того, сроки и порядок представления сведений в ПФР и налоговый орган определены разными законодательными актами.

Предлагаемые новая редакция статьи 1 и   изменения в ряд других статей Федерального закона № 27-ФЗ сформулированы  без учета положений  Федерального  закона № 250-ФЗ в части признания утрачивающим  силу  с 1 января 2017 года Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта с замечаниями.

Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказало существенные замечания правового характера.

Счетная палата Российской Федерации отмечает, что законопроект может быть поддержан при условии его доработки ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.

С учетом изложенного комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении при условии  его доработки с учетом высказанных замечаний ко второму чтению.

 

 

Председатель комитета                                                                  Я.Е.Нилов